Интеллект карты- гениальный метод для запоминания информации

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

 Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам сюда.

Ее содержание можно представить следующим образом:

И еще парочка примеров:

Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.

При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и  курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блоггер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из книг по личностному росту.

Как создать карту мыслей

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания карты желаний.

Создание карты мыслей — увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Поделитесь в комментариях, что Вы думает о данном методе и используете ли его? Если хотите узнать больше об интеллект-картах, то изучите этот курс.

Новости

Как обычно в начале месяца  я подвожу итоги конкурса активных комментаторов.

1 место — Василий (под ником Kozak)

2 место — Иван Зелинский

3 место — Зинаида Солнышкина (под ником Zindows)

Поздравляю победителей и прошу выслать номера кошельков (даже если уже отправляли). И приглашаю присоединиться к конкурсу всех желающих!

Также напоминаю, что на данный момент проходит конкурс ретвитов, подробности в конце этой статьи. Итоги будут подведены в следующей статье. У Вас еще есть время принять участие!

С уважением, Евгения Куварина

Понравилось? Расскажи друзьям!


Обсуждение: 37 комментариев
  1. Kozak:

    Кошелёк отправил (точнее номер).
    Интеллект карты использую, когда надо посмотреть на что-то глобальное. В голове все не помещается. На карте перед глазами все и сразу. Остаётся только мелкие задачи перенести в органайзер и распланировать. 😀

    • Евгения Куварина:

      Это тоже хорошо 🙂 Приз отправила.

  2. Юрий Йосифович:

    Поздравляю победителей! Молодцы! Чтобы победить нужно всего лишь принять участие!
    На сколько я помню, то в конце года будет подводиться итог лучшего комментатора года?

    • Евгения Куварина:

      Да, все верно 🙂

    • Юрий Йосифович:

      Ну, значит будем принимать меры, чтобы победить 🙂
      Ну а по поводу интелект карт, то читал недавно книжку Хорст Мюллер «Составление ментальных карт, метод генерации и структурирования идей» (по диплому нужно было разобраться). Очень полезный метод запоминания, о котором говорил и Иван Полонейчик в своем курсе развития памяти и скорочтения. Несколько лет назад я учился в автошколе — так все конспекты вел именно на желтой бумаге, синим цветом в виде ментальных карт — честно говоря и сегодня если посмотрю на них, смогу вспомнить о чем говорилось на лекции.

      Правда в институте все же было удобнее записывать важные тезисы без использования интеллект карт.

    • Евгения Куварина:

      А мы в институте даже не знали, что это такое, а жаль.

    • Юрий Йосифович:

      Да-да, я вот вообще не понимаю, почему еще в школе, старшекласникам не предподают предмет, который бы в будущем очень помог им (ведь на лекциях не нужно было бы судорожно конспектировать — а просто составлять ментальные карты, которые были бы понятны и доступны для памяти).

    • Евгения Куварина:

      В школе вообще много чего не предлагают. Там не готовят к успешной жизни. Я бы например, кроме классической литературы, изучала бы книги по личностному росту.

    • Юрий Йосифович:

      Цель школы не навязывать свое мнение, а давать возможность сформировать свое собственное. Книги по личностному росту действуют противоположно — нужно поверить что это работает и использовать их как библию. По этой причине они никогда не будут преподаваться в школе, что собственно я поддерживаю.

    • Евгения Куварина:

      Не согласна. Нельзя слепо доверять тому, о чем говорится в книгах. Нужно уметь анализировать и решать, что важно для тебя. А умение размышлять — это как раз то, чему учат в школе.

    • Юрий Йосифович:

      Так в том и дело, что дети в школе учебники воспринимают за чистую монету, без анализа (как впринципе дети не могут еще анализировать написанное) — по этой причине такую спорную литературу (информацию) не следует преподавать детям, пока сами не поймут, что им это нужно.

    • Евгения Куварина:

      Так в школе есть учителя, чтобы помогать ученикам. Мы же учились анализировать классику. К тому же если учиться критическому мышлению не в школе, то где? Потом уже поздно будет. Возможно, младшим школьникам и рано еще что-то подобно изучать, но вот старшеклассники уже к этому готовы.
      И не вижу, что может быть плохого, если детям посоветуют прочитать «Куриный бульон для души», например.

    • Юрий Йосифович:

      Учителя обратно таки не должны навязывать свое мнение (которое не всегда является истинным, более того в большинстве случаев является ошибочным — из-за чего они и не достигают успеха в жизни и всю жизнь ходят на работу за 200 долларов в месяц).
      Учиться мышлению, анализу нужно в ВУЗах (в отличии от ментальных карт — которые все же можно было бы ввести в школе).

      Еще раз повторюсь, относительно вашего последнего предложения в комментарии — можно советовать почитать литературу, но дети это могут воспринять не так, как это было бы нужно и подобное воспитание может дать обратный эффект. Анализировать дети не могут по своей природе — прежде всего они должны узнать как можно больше общей литературы, развить память, возможность мыслить логически, понять как устроен этот мир вообще, изучить историю.

      Имея широкий багаж знаний они уже сами смогут сделать вывод что хорошо, а что плохо, что собственно и сделал Кийосаки, когда изложил свои труды уже в зрелом возрасте. А в детстве он просто копил информацию, без анализа как такого.

    • Евгения Куварина:

      Все может быть, но я считаю, что меня учили думать и анализировать еще в школе. Да не все учителя идеальны. Но, на мой взгляд, цель учителя — это как раз научить учеников думать, а не навязывать свое мнение. Кроме этого, то, что учителя получают 200 долларов — это не знак того, что они неудачники, а того, что наша система устроена не правильно. Профессия учителя, врача, пожарного — это самые важные профессии. Они делают намного больше, чем, например, футболисты, которые получаю миллионы.
      Кстати, ведь и в университетах не учат быть успешным, правильно относиться к деньгам.

    • Юрий Йосифович:

      Евгения, вот мы с вами развели тут дискуссию, и как вижу отходим от темы ментальных карт, но все же: ВУЗы как раз выполняют свою задачу — делают людей хорошими специалистами (а без специальности в жизни сложно стать успешным, это даже в «Самый Богатый Человек в Вавилоне» пишет). Вот только многое зависит как сам человек относится к той литературе, которую ему рекомендуют прочитать.

      Самообразование на то и самообразование — чтобы мы уже являясь специалистом научились еще и приуспевать в том деле, которым занимаемся.

    • Иван Зелинский:

      Евгения, полностью с Вами согласен, надо уметь анализировать и решать, что важно для тебя и тогда выставлять приоритеты. А слепая вера, — это мы уже проходили, шли за вождем пролетариата и к чему пришли? Что брат на брата руку поднял.

    • Иван Зелинский:

      Это Юрий понты гоняет литературой которая его мотивирует к победе. Но как будут обстоять бела в реальности только одному Богу известно. Веде желающих победить будет много.

    • Иван Зелинский:

      Спасибо за поздравление Юрий, только принять участие будет маловато …

    • Юрий Йосифович:

      Почему же маловато — просто принять участие и победить, раз уже пришел 🙂

    • Иван Зелинский:

      Это уже как говорится карта ляжет, бывает по разному, не всегда получается так как мы этого хотим

  3. Татьяна:

    А я как то упустила из виду этот способ запоминания. Да действительно, когда все наглядно, лучше усваивается.

    • Юрий Йосифович:

      А по какой литературе вы сами учились составлять ментальные карты, Татьяна (я правильно понял — вам хорошо знаком этот способ запоминания информации?)?

    • Татьяна:

      Способ мне знаком, но я им ни когда не пользовалась. Просто в очередном коком нибудь курсе авторы в конце подводяд как бы итог в виде интелект-карт. В принципе так я и узнала о них. У Юлии Волкодав , например структуры статей представлены в виде интелект-карт. Очень удобно.

    • Юрий Йосифович:

      Что то забежал я к ней на блог — никаких ментальных карт найти не смог…

  4. Людмила Винокурова:

    Мне нравятся интелеект-карты. Использую их в разных сферах, они дают видение процесса в общем, и помогают двигаться вперед целеноправленно.

    • Юрий Йосифович:

      Видимо я не внимательно читал ваш блог, Людмила, раз не встречал там интелект карт. Или вы их не показываете своим читателям?

    • Евгения Куварина:

      А Людмила и не говорила, что использует их на блоге. Разные сферы — это ведь не только блоггинг 🙂

    • Юрий Йосифович:

      Да, вы правы, Евгения, Людмила не говорила, что использует интелект карты на блоге. Просто имея навыки создавать их — было бы удобно предоставлять информацию дополнительно читателям в виде интелект карт.

  5. Александр:

    Поздравляю победителей! Интелект карты очень удобны для восприятия информации. Мне очень нравится когда в статьях или курсах используют подобную графику

    • Иван Зелинский:

      Спасибо Саня, в этом месяце мне бы хотелось и тебя поздравить, я думаю что для этого ты приложишь свои усилия и победишь.

  6. Ильдар Тимербаев:

    Я пользуюсь сервисом mindmeister, и очень доволен. А фотки это с какого ресурса? Такие красивые майндмэпы тоже хочется иногда делать 🙂

    • Евгения Куварина:

      Ильдар, это с разных ресурсов фотографии, нашла их в картинках гугла по запросу

    • Ильдар Тимербаев:

      А, все понятно. Я вот хочу себе найти такую прогу, где именно так красиво можно все изобразить.

  7. Александр:

    Очень удобно при составлении семантического ядра для визуального восприятия использовать

    • Евгения Куварина:

      Кстати, отличная идея, надо взять на вооружение.

  8. Анна Апрельская:

    Никогда не использовала интелект-карты, но будет полезно размещать их на блоге) Помогают сделать информацию интересней и доступней)
    Евгения, Вас ждет награда на моем блоге 🙂

  9. Виктория:

    Впервые с интеллект картами столкнулась на вебинаре, и действительно сложные вещи легко запоминались и воспринимались быстро и легко

Поделитесь своим мнением

 

Заберите Ваш Подарок!
Блог на ordPress

Дайджест инвестора

Об инвестициях и заработке в Интернете

email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Подпишись на мой канал!
Подпишись на канал
Душевные подарки на любой праздник! Заказывайте!
Давайте дружить!
Принимаем Z-Payment
© 2016 Денежный бриз